Санкт-Петербург
+7 (812) 677-36-33 +7 (812) 927-36-33
Санкт-Петербург
Не хотите читать? Звоните!
Создаем и растим симпатичные и уютные сады в гармонии с бюджетом
Ландшафтный дизайн, продажа растений и обучение в студии ДриадаС
+7 (812) 677-36-33 +7 (812) 927-36-33

Ландшафтный дизайн, продажа растений и обучение в студии ДриадаС

Создаем и растим симпатичные и уютные сады в гармонии с бюджетом

Мечты о сакральном саде или в плену волнующей готики (журнал «Ландшафтный дизайн»)

Соболевская Ирина Владимировна еще очень молода, но успела уже многое: окончила Садово-архитектурный лицей и Аграрную академию; востребованный практикующий ландшафтный дизайнер и дендролог, работает увлеченно и уже имеет свой оригинальный творческий почерк. Какой? Об этом она расскажет сама. Для нас же особенно интересно то, что Ирина является ведущим преподавателем в студии ландшафтного дизайна «Divina Harmonia» со стажем преподавания 2 года. И ее авторская программа заслуживает самого пристального внимания.
 

- Ирина, вы ведете авторский курс в ландшафтной школе «Divina Harmonia» и одновременно создаете сады. Чем ваша учебная программа отличается от программ других школ?


— Она достаточно обширна; курс начинается с подробного рассказа о садах глубокой древности. Это интересно не только с точки зрения исторической, но и полезно для общего развития. Это — богатейший материал для дня сегодняшнего, настоящее руководство к действию. Внимательно отслеживая тенденции частного садоводства современной Европы, можно заметить, что на смену повального увлечения восточными садиками (философия которых, кстати сказать, не всегда и не очень понятна европейцу), постепенно приходит интерес к готическому саду — с его парадной зоны вычурностью и торжественностью декора парадной, особенно контрастной по сравнению с природной диковатостью отдаленных уголков сада. Эта игра на контрасте создает великую гамму настроений.

- Связана ли тяга к готическому, сакральному саду с одним из направлений в молодежной моде под названием «готика»?

 — Думаю, связь есть только в том смысле, что сад несет в себе отражение многих явлений в обществе — и социальных и нравственных. Желание современного человека испытывать сильные эмоции от благоговейного трепета и восторга до ужаса и страха — находит отклик не только в кинематографе, литературе и молодежной моде, но и в садах.

- Не думаю, что в нашем отечественном садоводстве будет востребован сад в стиле итальянского Бомарцо — со скульптурными «ужастиками» в виде драконов, горгулий, химер или Медузы-горгоны…

  — И, тем не менее, как единичные случаи это вполне возможно! Мне даже, скорее, не хотелось бы, чтобы такая тематика была поставлена «на поток», а так и осталась бы привилегией аристократии. Такие элементы, как скульптура, должны соответствовать исторической подлинности готического стиля или вызывать необходимые ассоциации. Для этого я и работаю в архивах. Кое-что из найденного материала я обработала и опубликовала на своем сайте — заходите почитать. В готике как стиле допустима и некоторая эклектичность, ведь ее влияние было растянуто на долгие года, она имела ярко выраженные периоды и много раз менял формы в архитектуре. Уверена, что более «мягкий» вариант готического сада понравится многим: волнующий и романтичный, с нескучной сменой помпезной аккуратности и природной запущенности. А характер готической скульптуры лишь подчеркнет то, что хозяину больше импонирует — романтизм или мистицизм. Стоит вспомнить, что данный архитектурный стиль проявит себя не только в скульптурах, но и в целой веренице, сегодня практически позабытых, ландшафтных элементов, характерных для романтических и исторических садов — таких, как «эолова арфа», лабиринты, гроты, тайные садики, руины. Прозвучит эта тема и в особом подборе причудливо древесных пород с причудливо сформированными, «драматическими» кронами, и в благородно стареющих материалах — замшелых валунах, старом кирпиче…

- Ирина, давайте немного отвлечемся от сакрального и поговорим о ваших каменистых садах. Они имеют явно фантазийный, несколько сказочный характер. Вас не смущает их нарочитая рафинированность?

 — Нисколько. Я прихожу на участок, имеющий ровную поверхность и абсолютное отсутствие естественной растительности и вдобавок обнесенный страшноватым забором, далеким от нашего представления об эстетичной ограде. В принципе, я не думаю, что в такой ситуации выход скальных пород, который, по логике, должна имитировать альпийская горка, будет – в каком бы то ни было исполнении – органичен месту. И в то же время заказчик ждет от работы дизайнера чудесного преображения участка, ярких, запоминающихся образов… Так рождаются необычные каменистые горки, которых, конечно же, не бывает в природе. Знаю, что настоящий природный, каменистый сад предполагает однородность инертного материала. Но я в своих работах использую совершенно разные виды камней – от гладкой правильной формы галечника до колотого известняка. Мои каменистые горки могу сравнить с продукцией флориста – дизайнера: композиция – явно искусственна, состоит из большого количества компонентов и целиком является плодом воображения дизайнера. На сравнительно небольших участках (15 соток) искусственность сада вполне оправдана.

- Ваши заказчики тоже в этом уверены?

 — В большинстве случаев — да. Они не ставят передо мной задачу создания природных композиций. Иногда заказчики сами не прочь пофантазировать. Мне очень нравится работать с клиентами, у которых есть свои идеи, концепции. Ведь у заказчика (в отличие от практикующего дизайнера) глаз, что называется, «не замылен», и в результате совместного сотрудничества часто рождаются на свет очень неординарные решения. И тогда начинается «работа на грани» — никогда не знаешь, куда она заведет!

- А если у заказчика появляются, на ваш взгляд, несовместимые для одного сада желания, вы его разубеждаете?

 — Скорее, стараюсь все же совместить несовместимое. Вот, например, хозяйка одного небольшого по размерам участка купила скульптуру — ни больше ни меньше как «Афродиту, рожденную из пены». При этом создание какой-либо искусственной водной стихии (водоема ил и бассейна) ею не предполагалось. При всем при том хозяйке безумно нравились аккуратные голландские дворики и регулярные сады. Согласитесь, совместить такие разноречивые пожелания на весьма небольшом пространстве сложно. Но в итоге получилась интересная композиция в духе романтизма (жаль, что нет возможности заключить ее в природный «дикий» сад, о чем мы говорили ранее). Для «Афродиты» был создан фон в виде кованых стилизованных волн, что позволило отвлечь глаз от нежелательного фона — соседского домика. Утонченно-грациозные бледно-розовые лилии на тонких стеблях и ажурные папоротники окружили «Афродиту» и также добавили в композицию воздуха и романтики. По кованым «волнам» направили вверх стебли клематисов. Далее, высадили симметричную композицию из туй колонновидной формы, вертикали которых визуально поддержали вертикаль кованого фрагмента. Высаженные перед туями бальзамины и пеларгонии образовали два симметричных цветника, огибающих газон перед скульптурой. Бальзамины и пеларгонии — отличный материал для регулярных цветников — держат форму, длительно цветут, выглядят аккуратно — как в голландских садиках (смеется). В общем, как смогла, соединила тему голландского дворика с темой Версаля. И все же, чтоб появилась хоть какая-то «живая» вода в композиции, решено было раковину, из которой «выходит» на свет «Афродита», считать поилкой для птиц и заполнить водой.

- В ваших цветниках много летников…

- Заказчик ждет быстрого чуда и не настроен ждать декоративности от сада годами, поэтому я создаю сады не на перспективу, а те, что максимально готовы к встрече с хозяевами, готовы радовать их уже сегодня. Этот прием часто считают ошибочным. Но в моих случаях он вполне оправдан.

- Может ли сад что-либо рассказать о его хозяине? 

 — Это случается, если у хозяина есть собственные идеи по поводу развития сценария на садовом участке. Например, один из моих заказчиков, будучи страстным охотником, увидел в своим саду лесок с диким кабаном на опушке. Скульптура дикого кабана (кстати сказать, символа свободы) стала знаковой фигурой сада. Но, конечно, не менее, а может и более, интересны тонкие намеки и ассоциации. Например, хозяйка «Афродиты» в душе мечтатель-романтик, может быть даже — идеалист, но в то же время в жизни — человек целеустремленный.

- Расскажите о своей школе и о том, что считаете главным в работе со своими учениками?

 — Наша студия дизайна в самом центре Петербурга. Занятия проходят в небольших группах – от 5 до 20 человек, в три смены два раза в неделю, и каждый желающий пройти обучение может выбрать удобное для себя время. Существуют курсы для людей с различными интересами и подготовкой. Короткий курс на 1,5 месяца — для начинающих садовников и цветоводов. Одна из уважаемых профессий в Европе — профессиональный садовник — становится востребованной и у нас все больше год от года. Средний 3-месячный курс для владельцев собственных садов будет интересен и начинающим специалистам, желающим понять, стоит ли связывать свою жизнь с профессией ландшафтного дизайнера. И, наконец, 9-месячный курс для начинающих профессионалов поможет не только сделать уверенный шаг в специальность, но сразу организовать свое дело. Этот вариант в практике работы нашей школы становится все более популярным, и это не может не радовать. Я стараюсь максимально развивать фантазию у каждого ученика. Главное — научить их «летать», свободно мыслить. Множество гениальных идей «блокируются» в зародыше из-за невозможности их реализации. Хотя на самом деле никто и никогда и не пробовал их осуществлять; и откуда взялись некоторые табу — никто не помнит или даже не знает, особенно когда это касается такого субъективного мнения, как стиль и вкус. Мышление человека, как правило, находится в плену стереотипов, что пагубно влияет на творческий процесс создания садов сегодня. В какой-то степени я пропагандирую «гениальный дилетантизм», это историческое явление, которое привело к возникновению классических английских парков, путем ломки стереотипов. Оно служит ярким примером, побуждающим к действию. Первое, что надо развивать в человеке, - фантазию без ограничений, не заключенную в рамки существующих традиций. Мне жаль, что сейчас академическая ландшафтная школа очень далеко ушла от творчества, и потому часто мы получаем правильные, но обезличенные и заштампованные сады. А разве не в индивидуальности главная особенность сада? Я считаю, что вдохновение для работы необходимо искать вокруг — в каждой детали и каждом явлении; и, отталкиваясь от этого, уметь развивать свою мысль в целую идею, а идею — в конечный продукт. Поэтому добиваюсь того, чтобы каждый ученик почувствовал, что сад без концепции — как человек без души. Он может быть красив, но… абсолютно пуст! Каждый сад должен рассказывать и о себе, и о человеке, в нем живущем, и даже уметь вести диалоге ним, становясь неутомимым, но ненавязчивым его собеседником.  Сад должен обладать своим характером, историей и быть наполненным смыслом. Свои концепции и мысли мои ученики выражают в образных названиях своих проектов — «Алые паруса», «Каменный цветок», «Лисьей тропой», «Парадиз для двоих». А название, в свою очередь, обязывает находить отражение в используемых деталях и приемах. Каждый использованный элемент и метод должен быть логичен и обоснован, а не «подвешен в воздухе», только тогда весь сад станет красивым и гармоничным. И начинать изучение участка надо не столько с анализа гидрологии и инсоляции, сколько с поиска духа местности, с постижения атмосферы участка в целом… Конечно, я не призываю забыть и отсечь остальные составляющие работы, а хочу лишь напомнить о равноценности всех компонентов ландшафтного дизайна. Прочитать технологию можно в книгах, которыми сейчас полнятся прилавки, а вот научиться создавать — это целое искусство, построенное на развитии интуиции и образных ассоциациях. Отдельно хочу сказать, про те самые технологии и приемы, которым приходят учиться. У каждого преподавателя — свои методы, наработанные на практике, о которых он и рассказывает на лекциях. Новичков удивляет, что у разных людей технологии бывают крайне противоречивыми, но, тем не менее, в конкретных руках — действенные. У одних розы потрясающе цветут только на органике, у других — на минеральных удобрениях, а у третьих — просто на воде и солнце. В чем загадка таких несовпадений? 
Я бы сказала, что это не поддается обычному материальному анализу. То, что представляется нереальным для одного человека, вполне может стать ключом к успеху другого. И каждый должен найти свой путь решения проблем. И потому обучение прекрасная возможность оттолкнуться от знаний учителя, но все-таки надо искать именно свои приемы, а не принимать все сказанное за аксиому. Заставить думать, искать, играть, рисковать и иметь свое мнение и взгляд на все рабочие моменты тоже один из отличительных способов моего преподавания.

- Что бы вы хотели пожелать садоводам и будущим дизайнерам?

 — Конечно же — не отступать от задуманного, не отказываться от своей мечты. И еще: подсматривать идеи в садах исторического прошлого, «примерять» их на себя и к своему саду.

Беседу вела Ольга Назарова. 
«Ландшафтный дизайн» 5.2007.


Запись на курсы Ландшафтного дизайна под руководством ведущего преподавателя студии ландшафтного дизайна «Дриадас» Ирины Соболевской по телефону:
(812) 677-36-33, 927-36-33

Заказать выезд менеджера
Выезд менеджера, который поможет Вам сориентироваться в вопросах ландшафтного дизайна, проектирования и озеленения участка, в пределах города

!УДОБНО И БЕСПЛАТНО!

8-921-586-73-91

Наши хорошие новости
Максимальные скидки на проекты 12.12.2017 Максимальные скидки на проекты

Только до 29 декабря у нас скидки на проекты 15%!

Мы подготовили для Вас ещё один перевод 11.12.2017 Мы подготовили для Вас ещё один перевод

Прогуляйтесь по парку Хай-Лайн, обсуждая растения с самим Питом Удольфом, который проектировал посадку, и с доктором Ноэлем Кингсбери, его давним соавтором.

Завершено проектирование небольшого участка для молодой семьи 21.11.2017 Завершено проектирование небольшого участка для молодой семьи

Студия "ДриадаС" завершила проектирование участка площадью 11 соток во Всеволожском районе Ленинградской области. Участок принадлежит молодой паре с детьми.