
Грядки возвращаются (Деловой Петербург)
Грядки возвращаются
Мода на здоровый образ жизни привела к тому, что минимум половина заказчиков ландшафтных студий желают обзавестись собственным мини огородом.
«За последний год 8 из 10 заказчиков попросили разбить на их участках огород. Еще недавно для обеспеченных клиентов это считалось экзотикой», говорит владелица ландшафтной студии «Иггдрасиль» Антонина Михайловна. По ее словам, отдать часть сада под огород теперь хотят также те ее клиенты, которые еще несколько лет назад желали видеть возле своего дома исключительно газоны, цветники и декоративные деревья. С тем, что это не частный случай, а тенденция, соглашаются и другие участники рынка ландшафтного дизайна, которые единодушно подтверждают? количество подобных заказов за последний год выросло на 20-30%.
Соскучились
Триумфальное возвращение огорода происходит не только на петербургских землях, это общемировой тренд, продолжает Антонина Михайловна.
Эксперты называют две причины, по которым это происходит в России.
Во-вторых, огороды для собственного удовольствия появляются при пригородных усадьбах по просьбе родителей владельцев загородных домов, которые по старой советской привычке привыкли на даче заниматься каким-то делом, связанным с землей, полагает генеральный директор ООО «Аквасфера» Виталий Мальцев. Огороды на 10 соток в ландшафтных студиях не заказывает никто. В общей массе проекты по своей площади миниатюрны, как правило, речь идет о трех- четырех грядках. Мини-огород занимает участок площадью 10–20 м2 позади участка, около хозяйственных построек, говорит ландшафтный дизайнер студии «ДриадаС» Анна Певницкая. В среднем в Петербурге обустройство огорода такой площади обойдется в сумму от нескольких десятков до сотни тысяч рублей. Стоимость варьируется в зависимости от типа грядок и мощения дорожек между ними.
Во-первых, на заказчиков влияет европейская мода на экологически чистые продукты, выращенные без удобрений и пестицидов. Так, например, при французских замках выращивание органических овощей и бесплатная их раздача по осени практикуется десятилетиями, в Великобритании небольшие огородики начали теснить цветники в частных садах последние несколько лет, а в России эта тенденция только зарождается, говорит Антонина Михайловна. И она будет крепнуть вместе с ростом числа магазинов фермерских продуктов.
К овощам – мясо
Относительно выбора овощей огород нового типа больше всего напоминает собой монастырский садик, утверждает владелец школы ландшафтного дизайна «Зеленая стрела» Дмитрий Баранов. Чаще всего на грядках можно увидеть разные виды салата, садовую землянику, пряно-вкусовую зелень, кабачки или тыквы.
По словам Виталия Мальцева, современный дачный огород для собственного удовольствия мало напоминает грядки для выращивания урожая на черный день. Например, горошек обвивает не обструганные палки, а изящную шпалеру. Если владелец загородного дома заказывает теплицу, она будет построена по последнему слову техники, например снабженная функцией автополива и автопроветривания. Как подчеркивает Виталий Мальцев, вместе с увеличением количества мини-огородов набирает силу еще одна тенденция: при загородных поместьях начали формироваться настоящие сельскохозяйственные угодья. Их площадь достигает 1–2 га. На таких фермах владельцы загородной недвижимости выращивают для собственного стола не только все необходимые овощи, но так же разводят мясные породы животных и птицу. В целом объем российского рынка ландшафтных услуг, по разным оценкам, достигает $600–800 млн в год, говорят в УК «Финам Менеджмент и консалтинг», отмечая, что ежегодно игроки этого рынка изобретают и вводят новые услуги.
ИННА ШУБИНА

