Блог Ирины Соболевской,  Наши статьи и публикации

Садовые акценты. Зачем и как?

Удивительно, но в английском языке практически не используется словосочетание Landscape design. Его заменяет более теплое, на мой взгляд, понятие Garden design. Также вы не встретите такого выражения, как садовый Акцент. Его заменяет термин – Доминанта.

Мне кажется, что именно с помощью термина «Dominant» (доминанта, господство, преобладание) намного проще объяснит центральную суть создания любой садовой композиции. А слово «Accent» лучше оставим применительно к нашему английскому произношению. =)

Действительно: акцент, фокус, центр, узел, ядро, доминанта – всего лишь синонимы главенствующей вершины в иерархии любой композиции элементов. Акцентирование внимания происходит, когда один элемент или группа элементов является более заметной, чем другие. Доминирующим объектом может быть что угодно – растение, линия дизайна, пространство, строение или аксессуар. Доминирующими факторами могут стать значительный размер, необычная форма, яркий цвет или выделяющаяся текстура. Не важно какими средствами, но главная цель доминанты — захват и привлечение на себя внимания.

Знаменитый Four Seasons Garden — является одним из самых неординарных садов. Построенный на контрастах, он весь является одной большой доминантой. Так на чем фокусируется ваш взгляд?

Стоит ли говорить, что через глаза мы получаем массу информации. Наш взгляд всегда находится в активном поиске, в сканировании окружающего пространства и предметов. Мы ищем то, что привлечет наше внимание, за что мы сможем зацепиться и исследовать, что нас заинтересует. И если мы не находим ничего достойного нашего внимания, то испытываем беспокойство или скуку. Зато яркая особенность чего бы то ни было – привлечет и стабилизирует взгляд, позволит глазам успокоиться и отдохнуть. Для этого и нужен фиксирующий главный элемент.

Акценты могут подбираться не только для различных частей сада, но и для различных сезонов и времени суток. Именно японцы знают, как привлечь в свою страну и в свои сады сначала на цветение сакуры весной, а потом на праздник кленов осенью. Статичные акценты — скучны. Подумайте, кто ваша доминанта зимой? А в апреле? А ночью? А в дождь?

Казалось бы – все достаточно просто. Концепцию расставления акцентов при проектировании сада многие начинающие дизайнеры понимают интуитивно. Сами и сразу. И впоследствии – многие забывают об этом. А все потому, что назначение одного акцента – это отказ от большого количества других элементов. Одна доминанта – привлекает внимание. Много сильных доминант – соперничают за него. Возьмем для примера самый часто встречающийся и неперешибаемый цветовой акцент – краснолистное растение. Если в пределах одного взгляда расположить несколько ярких барбарисов, пузыреплодников и яблоню Роялти, наши глаза будут сканировать пятно за пятном, пытаясь проанализировать увиденное, выстроить иерархию и выделить главенствующее. Тут и произойдет разрыв шаблона. Error.

Однолетники – хороший акцент, даже если их немного и они не яркие. Главное, что они расположены на высоте нашего взгляда — 1,5 метра. А без них вазон будет фокусной точкой и в зимнее время.

К сожалению, единого мерила у стиля композиции нет. Некому прийти и сказать, что уже перебор. Достаточно ярких элементов. А садовых аксессуаров и выделяющихся растений, которые хочется увидеть у себя, великое множество.

Ключ к построению гармоничной композиции – это использование в составе сада элементов, которые привлекают различными признаками. Один элемент имеет яркие цветы, другой – грубую текстуру, третий – уникальную форму. Просто в присутствии одной Доминанты подчиненные элементы собираются в единый ансамбль и назначаются на вторые роли. Несмотря на то, что все они могут быть привлекательными, их задача – выстроиться в подчиненную систему деталей. Они должны плавно вести пойманный взгляд, а не драться друг с другом за него.

Каждому стилю сада должен соответствовать свой стилевой акцент. В кантри саду это телега, в японском — красный мост или каменный фонарь Гата, в водном саду — русалка и фонтаны.

Правильное размещение доминант очень важно. В саду может поместиться много отдельных композиций, с отдельными сюжетами и центрами. Для каждого места отдыха, окна, ракурса или даже поворота головы – может быть создана своя история. Если вы, используя эти знания, проанализируете свой сад, то возможно найдете, что одна часть сада страдает от переизбытка кричащих элементов, а другие участки могут быть скучны, потому что в них акценты отсутствуют. Как правило, это те места, в которых вам не хочется находиться. Подумайте – есть ли у вас в саду такие места, где ничего не радует? Что вы можете добавить в эту композицию? Может нужно просто перераспределить имеющееся богатство?

Dominant vs accent. И все же есть небольшое различие между доминантой и акцентом. Доминанта всегда берет значительным размером. Доминантой часто выступает дом, крупное дерево, большое пространство газона или даже купол небес. Это не плохо и не хорошо. Это просто факт, который надо учитывать.

Учтите, что некоторые элементы изначально всегда будут доминантами. Хорошо – если это ваша беседка. Плохо, если доминанты присутствуют, но от вас они не зависят. Лично мои любимые мозоли – соседские разномастные сараи, водокачки и теплицы в совхозном стиле. К сожалению. мы не можем повлиять на чужие вкусы, полностью скрыть объекты, настроиться на мысленное игнорирование. В наших силах именно этим чудищам создать конкуренцию мощной доминантой в перетягивании взгляда. Например, размещая яркое пятно в своем саду, мы привлекаем внимание Inside. В пределы своего участка.

Хотя ранее я говорила, что много доминирующих элементов в непосредственной близости друг к другу – это признак плохого дизайна, существуют исключения. Это садовые сценарии, в которых несколько сильных элементов могут гармонично присутствовать друг рядом с другом. Например, крупное дерево со старой скамейкой под ним. Несмотря на то, что один из этих элементов получается доминирующим над другим, в результате образуется фокусная группа, которая никак не конкурирует между собой.

Акцент должен: иметь фон. Фон должен: быть не контрастным; быть стабильным; быть не пестрым; быть пропорциональным.

Резюмирую. Помните, что злоупотребление доминирующими элементами – самая распространенная ошибка, которую делают садоводы, проектирующие свои сады. Качество не всегда набирается количеством. Где есть коллекция — там нет композиции. Купите себе пузыреплодник Дьябло. Но пусть он будет один из краснолистных растений. Купите себе плакучую березу. Но пусть она тоже будет одна из плакучих форм. Поверьте, пройдет немного времени и вы поймете, что именно отказ от многого во имя лучшего, даст гармонию вашему саду.

Если вы сочли эту статью полезной – не стесняйтесь, оценивайте и комментируйте! А я со своей стороны постараюсь подготовить новые полезные советы о садовых элементах и ландшафтном дизайне.

Статью подготовила Ирина Соболевская. Студия ландшафтного дизайна «ДриадаС».

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 id="4483" title="btncallclick"]