Блог Ирины Соболевской,  Наши статьи и публикации

Мечты о сакральном саде или в плену волнующей готики (журнал «Ландшафтный дизайн»)

Соболевская Ирина Владимировна еще очень молода, но успела уже многое: окончила Садово-архитектурный лицей и Аграрную академию; востребованный практикующий ландшафтный дизайнер и дендролог, работает увлеченно и уже имеет свой оригинальный творческий почерк. Какой? Об этом она расскажет сама. Для нас же особенно интересно то, что Ирина является ведущим преподавателем в студии ландшафтного дизайна «Divina Harmonia» со стажем преподавания 2 года. И ее авторская программа заслуживает самого пристального внимания.
 

– Ирина, вы ведете авторский курс в ландшафтной школе «Divina Harmonia» и одновременно создаете сады. Чем ваша учебная программа отличается от программ других школ?


— Она достаточно обширна; курс начинается с подробного рассказа о садах глубокой древности. Это интересно не только с точки зрения исторической, но и полезно для общего развития. Это — богатейший материал для дня сегодняшнего, настоящее руководство к действию. Внимательно отслеживая тенденции частного садоводства современной Европы, можно заметить, что на смену повального увлечения восточными садиками (философия которых, кстати сказать, не всегда и не очень понятна европейцу), постепенно приходит интерес к готическому саду — с его парадной зоны вычурностью и торжественностью декора парадной, особенно контрастной по сравнению с природной диковатостью отдаленных уголков сада. Эта игра на контрасте создает великую гамму настроений.

– Связана ли тяга к готическому, сакральному саду с одним из направлений в молодежной моде под названием «готика»?

 — Думаю, связь есть только в том смысле, что сад несет в себе отражение многих явлений в обществе — и социальных и нравственных. Желание современного человека испытывать сильные эмоции от благоговейного трепета и восторга до ужаса и страха — находит отклик не только в кинематографе, литературе и молодежной моде, но и в садах.

– Не думаю, что в нашем отечественном садоводстве будет востребован сад в стиле итальянского Бомарцо — со скульптурными «ужастиками» в виде драконов, горгулий, химер или Медузы-горгоны…

  — И, тем не менее, как единичные случаи это вполне возможно! Мне даже, скорее, не хотелось бы, чтобы такая тематика была поставлена «на поток», а так и осталась бы привилегией аристократии. Такие элементы, как скульптура, должны соответствовать исторической подлинности готического стиля или вызывать необходимые ассоциации. Для этого я и работаю в архивах. Кое-что из найденного материала я обработала и опубликовала на своем сайте — заходите почитать. В готике как стиле допустима и некоторая эклектичность, ведь ее влияние было растянуто на долгие года, она имела ярко выраженные периоды и много раз менял формы в архитектуре. Уверена, что более «мягкий» вариант готического сада понравится многим: волнующий и романтичный, с нескучной сменой помпезной аккуратности и природной запущенности. А характер готической скульптуры лишь подчеркнет то, что хозяину больше импонирует — романтизм или мистицизм. Стоит вспомнить, что данный архитектурный стиль проявит себя не только в скульптурах, но и в целой веренице, сегодня практически позабытых, ландшафтных элементов, характерных для романтических и исторических садов — таких, как «эолова арфа», лабиринты, гроты, тайные садики, руины. Прозвучит эта тема и в особом подборе причудливо древесных пород с причудливо сформированными, «драматическими» кронами, и в благородно стареющих материалах — замшелых валунах, старом кирпиче…

– Ирина, давайте немного отвлечемся от сакрального и поговорим о ваших каменистых садах. Они имеют явно фантазийный, несколько сказочный характер. Вас не смущает их нарочитая рафинированность?

 — Нисколько. Я прихожу на участок, имеющий ровную поверхность и абсолютное отсутствие естественной растительности и вдобавок обнесенный страшноватым забором, далеким от нашего представления об эстетичной ограде. В принципе, я не думаю, что в такой ситуации выход скальных пород, который, по логике, должна имитировать альпийская горка, будет – в каком бы то ни было исполнении – органичен месту. И в то же время заказчик ждет от работы дизайнера чудесного преображения участка, ярких, запоминающихся образов… Так рождаются необычные каменистые горки, которых, конечно же, не бывает в природе. Знаю, что настоящий природный, каменистый сад предполагает однородность инертного материала. Но я в своих работах использую совершенно разные виды камней – от гладкой правильной формы галечника до колотого известняка. Мои каменистые горки могу сравнить с продукцией флориста – дизайнера: композиция – явно искусственна, состоит из большого количества компонентов и целиком является плодом воображения дизайнера. На сравнительно небольших участках (15 соток) искусственность сада вполне оправдана.

– Ваши заказчики тоже в этом уверены?

 — В большинстве случаев — да. Они не ставят передо мной задачу создания природных композиций. Иногда заказчики сами не прочь пофантазировать. Мне очень нравится работать с клиентами, у которых есть свои идеи, концепции. Ведь у заказчика (в отличие от практикующего дизайнера) глаз, что называется, «не замылен», и в результате совместного сотрудничества часто рождаются на свет очень неординарные решения. И тогда начинается «работа на грани» — никогда не знаешь, куда она заведет!

– А если у заказчика появляются, на ваш взгляд, несовместимые для одного сада желания, вы его разубеждаете?

 — Скорее, стараюсь все же совместить несовместимое. Вот, например, хозяйка одного небольшого по размерам участка купила скульптуру — ни больше ни меньше как «Афродиту, рожденную из пены». При этом создание какой-либо искусственной водной стихии (водоема ил и бассейна) ею не предполагалось. При всем при том хозяйке безумно нравились аккуратные голландские дворики и регулярные сады. Согласитесь, совместить такие разноречивые пожелания на весьма небольшом пространстве сложно. Но в итоге получилась интересная композиция в духе романтизма (жаль, что нет возможности заключить ее в природный «дикий» сад, о чем мы говорили ранее). Для «Афродиты» был создан фон в виде кованых стилизованных волн, что позволило отвлечь глаз от нежелательного фона — соседского домика. Утонченно-грациозные бледно-розовые лилии на тонких стеблях и ажурные папоротники окружили «Афродиту» и также добавили в композицию воздуха и романтики. По кованым «волнам» направили вверх стебли клематисов. Далее, высадили симметричную композицию из туй колонновидной формы, вертикали которых визуально поддержали вертикаль кованого фрагмента. Высаженные перед туями бальзамины и пеларгонии образовали два симметричных цветника, огибающих газон перед скульптурой. Бальзамины и пеларгонии — отличный материал для регулярных цветников — держат форму, длительно цветут, выглядят аккуратно — как в голландских садиках (смеется). В общем, как смогла, соединила тему голландского дворика с темой Версаля. И все же, чтоб появилась хоть какая-то «живая» вода в композиции, решено было раковину, из которой «выходит» на свет «Афродита», считать поилкой для птиц и заполнить водой.

– В ваших цветниках много летников…

– Заказчик ждет быстрого чуда и не настроен ждать декоративности от сада годами, поэтому я создаю сады не на перспективу, а те, что максимально готовы к встрече с хозяевами, готовы радовать их уже сегодня. Этот прием часто считают ошибочным. Но в моих случаях он вполне оправдан.

– Может ли сад что-либо рассказать о его хозяине? 

 — Это случается, если у хозяина есть собственные идеи по поводу развития сценария на садовом участке. Например, один из моих заказчиков, будучи страстным охотником, увидел в своим саду лесок с диким кабаном на опушке. Скульптура дикого кабана (кстати сказать, символа свободы) стала знаковой фигурой сада. Но, конечно, не менее, а может и более, интересны тонкие намеки и ассоциации. Например, хозяйка «Афродиты» в душе мечтатель-романтик, может быть даже — идеалист, но в то же время в жизни — человек целеустремленный.

– Расскажите о своей школе и о том, что считаете главным в работе со своими учениками?

 — Наша студия дизайна в самом центре Петербурга. Занятия проходят в небольших группах – от 5 до 20 человек, в три смены два раза в неделю, и каждый желающий пройти обучение может выбрать удобное для себя время. Существуют курсы для людей с различными интересами и подготовкой. Короткий курс на 1,5 месяца — для начинающих садовников и цветоводов. Одна из уважаемых профессий в Европе — профессиональный садовник — становится востребованной и у нас все больше год от года. Средний 3-месячный курс для владельцев собственных садов будет интересен и начинающим специалистам, желающим понять, стоит ли связывать свою жизнь с профессией ландшафтного дизайнера. И, наконец, 9-месячный курс для начинающих профессионалов поможет не только сделать уверенный шаг в специальность, но сразу организовать свое дело. Этот вариант в практике работы нашей школы становится все более популярным, и это не может не радовать. Я стараюсь максимально развивать фантазию у каждого ученика. Главное — научить их «летать», свободно мыслить. Множество гениальных идей «блокируются» в зародыше из-за невозможности их реализации. Хотя на самом деле никто и никогда и не пробовал их осуществлять; и откуда взялись некоторые табу — никто не помнит или даже не знает, особенно когда это касается такого субъективного мнения, как стиль и вкус. Мышление человека, как правило, находится в плену стереотипов, что пагубно влияет на творческий процесс создания садов сегодня. В какой-то степени я пропагандирую «гениальный дилетантизм», это историческое явление, которое привело к возникновению классических английских парков, путем ломки стереотипов. Оно служит ярким примером, побуждающим к действию. Первое, что надо развивать в человеке, – фантазию без ограничений, не заключенную в рамки существующих традиций. Мне жаль, что сейчас академическая ландшафтная школа очень далеко ушла от творчества, и потому часто мы получаем правильные, но обезличенные и заштампованные сады. А разве не в индивидуальности главная особенность сада? Я считаю, что вдохновение для работы необходимо искать вокруг — в каждой детали и каждом явлении; и, отталкиваясь от этого, уметь развивать свою мысль в целую идею, а идею — в конечный продукт. Поэтому добиваюсь того, чтобы каждый ученик почувствовал, что сад без концепции — как человек без души. Он может быть красив, но… абсолютно пуст! Каждый сад должен рассказывать и о себе, и о человеке, в нем живущем, и даже уметь вести диалоге ним, становясь неутомимым, но ненавязчивым его собеседником.  Сад должен обладать своим характером, историей и быть наполненным смыслом. Свои концепции и мысли мои ученики выражают в образных названиях своих проектов — «Алые паруса», «Каменный цветок», «Лисьей тропой», «Парадиз для двоих». А название, в свою очередь, обязывает находить отражение в используемых деталях и приемах. Каждый использованный элемент и метод должен быть логичен и обоснован, а не «подвешен в воздухе», только тогда весь сад станет красивым и гармоничным. И начинать изучение участка надо не столько с анализа гидрологии и инсоляции, сколько с поиска духа местности, с постижения атмосферы участка в целом… Конечно, я не призываю забыть и отсечь остальные составляющие работы, а хочу лишь напомнить о равноценности всех компонентов ландшафтного дизайна. Прочитать технологию можно в книгах, которыми сейчас полнятся прилавки, а вот научиться создавать — это целое искусство, построенное на развитии интуиции и образных ассоциациях. Отдельно хочу сказать, про те самые технологии и приемы, которым приходят учиться.

У каждого преподавателя — свои методы, наработанные на практике, о которых он и рассказывает на лекциях. Новичков удивляет, что у разных людей технологии бывают крайне противоречивыми, но, тем не менее, в конкретных руках — действенные. У одних розы потрясающе цветут только на органике, у других — на минеральных удобрениях, а у третьих — просто на воде и солнце. В чем загадка таких несовпадений? 

Я бы сказала, что это не поддается обычному материальному анализу. То, что представляется нереальным для одного человека, вполне может стать ключом к успеху другого. И каждый должен найти свой путь решения проблем. И потому обучение прекрасная возможность оттолкнуться от знаний учителя, но все-таки надо искать именно свои приемы, а не принимать все сказанное за аксиому. Заставить думать, искать, играть, рисковать и иметь свое мнение и взгляд на все рабочие моменты тоже один из отличительных способов моего преподавания.

– Что бы вы хотели пожелать садоводам и будущим дизайнерам?

 — Конечно же — не отступать от задуманного, не отказываться от своей мечты. И еще: подсматривать идеи в садах исторического прошлого, «примерять» их на себя и к своему саду.

Беседу вела Ольга Назарова. 
«Ландшафтный дизайн» 5.2007.


Запись на курсы Ландшафтного дизайна под руководством ведущего преподавателя студии ландшафтного дизайна «Дриадас» Ирины Соболевской по телефону:
(812) 677-36-33, 927-36-33

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 id="4483" title="btncallclick"]