Жизнь в стиле ДриадаС

Парк в Пулавах

Польский город Пулавы хорошо знаком деятелям отечественной ландшафтной индустрии как место концентрации производителей растений. А между тем именно здесь находится примечательный дворцово-парковый ансамбль, который сам по себе может быть целью визита в Пулавы.

История ансамбля:

Во второй половине 17ого века деревня, расположенная на высоком берегу Вислы, оказалась во владении князей Любомирских, которые организовали здесь одну из своих резиденций. Барочный дворец был спроектирован «придворным» инженером и строителем Любомирских голландцем Тильманом Ван Гамереном. Он расположил постройку на высоком склоне холма, начав от него шестикилометровую перспективу на открывающиеся природные красоты. Известно, что сады вокруг дворца были разбиты уже при Любомирских.

В конце 17 века имение перешло во владение князей Сенявских. Именно при них в начале 18 века дворец и парк сильно пострадали от вторжения шведов. Поэтому в 1717 году по инициативе Софьи Сенявской парк восстанавливают и переделывают, руководствуясь при этом французскими регулярными образцами.

Самый значительный этап истории имения связан с семьей Чарторыйских, которая владела им с 1731ого года. В конце 18ого века Изабелла Чарторыйская инициирует очередную перестройку дворца в духе классицизма и переделку парка в пейзажном английском духе, которая продолжается с 1785 по 1810 годы. Переделкой дворца и парка занимаются поляк Кристиан Айгнер и англичанин Джеймс Савидж. Именно в это время сад приобретает вид, близкий к нынешнему и в нем появляются большинство павильонов и построек, таких как дворец Маринки, Готический дом, Храм Сивиллы, «Александрия»,  Греческий Дом и т.д. Именно в Пулавах, в Готическом доме, Изабелла устраивает первый Польше музей.

В 30е годы 19ого века дворец и парк перестают быть частным имением. Они конфисковываются правительством Николая II в качестве реакции на события, связанные с национально-освободительным движением в Польше.

Во второй половине 19 века начинается научная история Пулав, поскольку именно здесь основывается Институт сельского хозяйства и лесоводства. По сей день Пулавы являются местом концентрации научно-исследовательских и производственных учреждений этого профиля. Усадьба пережила и две мировые войны. Сейчас во дворце находится НИИ почвоведения и растениеводства.

Описание:

Площадь Пулавского парка составляет 30 гектаров. Он разбит вдоль крутого берега Вислы, что позволило создателям обеспечить красивые виды на реку, которые открываются в разных точках прогулочного маршрута. Нужно отметить достаточно простую планировку с ясными, четкими линиями дорожно-тропиночной сети. Большая часть построек, благодаря которым пространство парка развивается «сюжетно», располагаются неподалеку от дворца. Каждый павильон является смысловым ядром, формирующим вокруг себя пейзажные картины.

Сад представляет собой замечательный образец романтического направления в ландшафтном искусстве второй половины 18 – начала 19 века. В лучших традициях английских парков, этот посвящен истории семьи, памяти и отражает политические и философские воззрения своих владельцев. Идейной вдохновительницей парка была Изабелла Чарторыйская – личность выдающаяся не только благодаря своей бурной и долгой жизни,  но и роли в национально-освободительном движении Польши (ее даже называли «матерью отчизны»). В связи с потребностью отстаивать национальную идентичность, парк мыслился Изабеллой как романтическое убежище, поддерживающее память о национальных героях.

В двух павильонах – храме Сивиллы и Готическом доме, хранились художественные коллекции, а также реликвии семьи, собранные Изабеллой.

Очень интересен Готический павильон. Как и в случае с Кухней-руиной в нашем Екатерининском парке, стены Готического дома выполнены с использованием подлинных исторических архитектурных элементов – остатков каменной кладки и скульптур, в основном, польского происхождения.

Храм Сивиллы – ротонда, копирующая античный итальянский образец, опять же в традициях пейзажного паркостроения, идеально вписан в ландшафт. Архитектор расположил его на краю высокой террасы, венчающий крутой берег Вислы, благодаря чему постройка как будто «парит» над рекой. В нем, также как и в Готическом домике, Изабелла Чарторыйская организовала музей, посвященный славе своего рода и былому могуществу свободной Польши.

Еще один объект, ставший данью романтической традиции – «Саркофаг», расположенный в этом же районе парка. Это кенотаф, посвященный Августу Александру Чарторыйскому и Софии Марии Сенявской.

Сложные и неоднозначные отношения России и Польши в полной мере нашли свое отражение в истории этой усадьбы. При Изабелле Чарторыйской имение посещает Александр I. В его честь «Александрией» был назван маленький павильон с дорическим портиком (он же – «Желтый домик»). По легенде, царь провел в нем ночь.

Обращают на себя внимание два важных ландшафтных объекта. Первый  – водоем, расположенный в центре курдонера, простой по форме и очень элегантный, с фонтаном посередине. Второй – геопластический. Это лестница – спуск в виде серпантина, которая ведет от верхнего сада к нижней террасе и реке. Серпантин визуально разбивает склон на множество подпорных стен, сходящих на нет.

Парк интересен еще и сохранившимися в нем большими старовозрастными деревьями – дубами, каштанами, кленами, ивами и т.д.

Гордость жителей Пулав – фауна, населяющая парк – особенно птицы, которых здесь можно встретить 49 видов и несколько видов летучих мышей. Кроме того, в парадном дворе живут павлины и фазаны, неизменно привлекающие туристов с фотоаппаратами.

Вход в парк свободный, он открыт круглые сутки. Препятствием для ночных прогулок может стать почти полное отсутствие освещения в парке.

Текст: Анна Ефимова
Фото: Ирина Соболевская

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 id="4483" title="btncallclick"]