Наши статьи и публикации

Тайны древесного лика

Гринмен (Green man, Зеленый человек, Зеленый Джек) – представляет собой удивительный симбиоз человеческого лица и древесной листвы. Метаморфозный образ, покрытого растительной маской или венцом из листвы лица, облекается в сотни форм. Пожалуй, нет в Готике более загадочного существа, чем Гринмен. Его прошлое туманно, происхождение неизвестно и истинное значение скрыто. До конца так и не ясно, кто же он — человеческий лик дерева или проросший в дерево человек.
Термин Green man был введен фольклористкой Раглан в 1939 году для обозначения изображения человеческого лица, опутанного листьями. Гринмен представляет собой мужскую голову, окруженную листвой, из ушей, ноздрей и рта которой часто вылезали ростки с цветами и плодами.
В готическую архитектуру этот скульптурный элемент мифического существа пришел в XI веке из язычества. В дохристианских религиях, деревья считались священными. Лесные рощи, воспринимались как места обитания богов, богинь и самых разнообразных духов природы. Дух дерева или зеленого леса, лесное божество осыпанное дубовыми листьями и жившее в ветвях этого дерева – был героем многих баллад. Старые английские сказания упоминают Зеленого Человека, называя его “Ячменный бог”. После своей смерти он возродился в виде дерева, которое выросло прямо из его головы.

     Поскольку церковь осуждала старых языческих богов, последнее место, где Вы ожидаете встретить Зеленого Человека — христианский храм. С чем связано его частое появление там до сих пор остается загадкой. Вероятно, в период Средних веков, когда деревянные маленькие храмы, стали заменять на огромные каменные соборы с замысловатой отделкой, ощущалась серьезная нехватка каменотесов. Столяры или древесные мастера, на которых иногда возлагались обязанности по строительству храма, призывали на подмогу своего покровителя – могущественного бога дуба. В благодарность за ниспосланную помощь столяры украшали новые соборы его изображениями.
Еще одна версия появления масок на христианских храмах повествует о попытке священнослужителей привлечь с ее помощью язычников в свою религию. Существует даже мнение, что Гринмен был своеобразным талисманом церкви, способствующим ее развитию. Не удивительно, что такая мнимая лояльность обернулась позже полным запретом на использование подобных языческих изображений. А может, этим гонениям способствовала недоступность истинного значения Лика.

Как бы то ни было, но Зеленый Человек то исчезал, то снова появлялся на протяжении всей истории человечества. В витражах и каменных изваяниях, манускриптах и терракоте, на стенах и резных дверях он продолжал, со свойственной ему цикличностью, прорастать в веках.
Современные садовые мастера достаточно часто обращаются к образу Гринмена. Его изображением украшают фасады и деревья. В орнаментальной резнине скамеек и пристенных масочных фонтанах встречается его лик. Бетон и гипс, дерево и бронза используются сейчас для создания Зеленого человека. Можно встретить очень необычные работы, например, когда лицо имеет форму листа; или мозаичные лица, которые только при ближайшем рассмотрении показывают свое растительное происхождение.
    Так что же символизирует Гринмен собой? Скорее всего, неистребимость жизни, ее возрождение и единение человека с природой. Зеленый Человек, по мнению многих культурологов, является символом древних кельтов. В кельтской мифологии, он бог весны и лета. Он исчезает и возвращается год за годом, век из века.

Анализируя выражение лица можно также строить различные предположения. Спектр настроений Гринмена передается посредством мимики. Смеющаяся, грустящая, удивляющаяся маски подобны театральным выражениям чувств и эмоций. Очень редко, но встречаются изображения зеленой женщины; пары людей, скрепленных ветвями и даже «растительные» животные, преимущественно семейства кошачьих.
Внимательной расшифровки требуют и растения, покрывающие лицо. Обычно это благородные деревья и лианы – дуб, боярышник, клен, виноградные лозы, плющ, хвойные ветви. Символические значения подобных растений говорят о могуществе и силе Зеленого человека.
Несмотря на различные домыслы, однозначного ответа о реальной значимости Зеленого человека, пока никто так и не дал. Отсутствие существенных доказательств происхождения, оставляет открытым его значение для индивидуальной интерпретации.

Автор статьи Ирина Соболевская

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: